Skip to content Skip to left sidebar Skip to right sidebar Skip to footer

Памятник вертолёту МИ-8

Памятник вертолёту Ми-8 открыт 14 октября 1987 года. Это первый в стране памятник вертолёту Ми-8.

Тип: Миль Ми-8Т.
Регистрация: СССР-22484.
Заводской номер 1238.

История

С 1963 года авиаторы начали осваивать вертолёты Ми-4, а затем и Ми-2, Ми-6, Ми-8. Вертолёты обеспечивали работу геологоразведчиков и газодобытчиков, которые прокладывали нефтепровод Усинск — Ухта. Кроме того, авиаторы Печоры оказали огромную помощь энергетикам, труженикам села по охране лесов и при тушении пожаров, вылетали на санитарные задания, к оленеводам, выполняли заявки от предприятий и организаций, формирующих Тимано-Печорский комплекс, работали в горах Полярного Урала. Все эти задачи выполнялись с помощью вертолётов, в частности, вертолета Ми-4.

Такой вертолёт под управлением А.А. Травина был выпущен до города Усинска на «вечную стоянку». Такой же памятник-вертолёт решено было поставить и в Печоре. Задумал его Виктор Савин, работавший в то время командиром авиапредприятия. Вертолёт должен был стать памятником авиаторам, осваивающим Север на винтокрылых машинах. И, хотя первыми вертолетёми в Печоре были Ми-4 и Ка-18, как памятник в 1984 году был установлен вертолёт Ми-8, потому что старых машин уже не осталось. Получился обобщённый памятник авиаторам Печоры. Чертёж постамента выполнил сам В.Г. Савин. Изготавливали и устанавливали: Н. Струков и Липатов.

Из воспоминаний создателя монумента Виктора Савина

— Данный борт МИ-8 № 22484 — это лидерная машина, которая на протяжении всего срока эксплуатации отслеживалась конструкторским бюро им. Миля, заводом-изготовителем до достижения максимального налета. Для воздушных судов такого класса — это 16 тысяч часов, максимальный ресурс, и по закону нельзя было допустить переналета ни минуты более. По результатам состояния лидерных бортов определялся ресурс всей серии типа.

По словам Виктора Савина, вертолет ожидала печальная участь – ресурс борта был практически выработан, и машине № 22484 требовалось оставить семь часов, необходимых для перегона на завод в Ленинград для последующей разборки.

— У нас оставалось 11 часов, когда вылетели из Печоры на работу, которая по плану должна была занять 3-4 часа. Я был в составе экипажа, и, когда мы возвращались обратно, в воздухе нам поступило санитарное задание по спасению жизни людей. Мы выполнили его, забрали из деревень несколько человек, в том числе беременную женщину. На этот полет мы затратили еще три часа, и вместо нужных семи, у нас осталось всего четыре — от Печоры до Ленинграда уже никак не долететь.

Руководитель авиапредприятия долго доказывал в вышестоящих инстанциях, что ресурс борта продлить невозможно и что из вертолета стоит сделать памятник. В итоге Виктор Савин дошел до заместителя министра гражданской авиации и все-таки получил добро на установку. Красную ленточку торжественно перерезали 14 октября 1987 года.

БНК, 05.02.2015, https://www.bnkomi.ru/data/news/35468/

Памятник многократно подвергался нападениям вандалов и 1 ноября 2013 года накануне Дня гражданской авиации Республики Коми памятник после ремонта вернулся на свое место.

В 2015 году на памятнике установили гранитную плиту

Надпись на плите:

14 октября 1987 года в Печоре, впервые в СССР, открыт памятник вертолету МИ-8 в знак признательности всем, кто эксплуатировал винтокрылые машины в условиях Севера!

Проект постамента спроектирован так, чтобы создать тангаж – на памятнике сымитирован взлет вертолета с курсом около 300 градусов.

Сотрудники авиапредприятия посадили деревья, разбили сквер, установили лавочки и цветники. К памятнику было подведено электричество, и по вечерам, когда вертолет светился, создавалось впечатление, что он взлетает.

Объекты рядом: Стела возле аэропорта Печора.

Расположение: сквер на пересечении улиц Свободы и Западной.

Поделиться в соцсетях
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x